Отклики читателей на материалы сайта
"Игра об Илье Гилилове,
или Неразгаданный Шекспир"


Отклик Владимира Андрушкевича

Посильнее "Фауста" Марло!

Уважаемый Борис!

 

Огромное Вам спасибо за Ваш сайт - он доставил мне истинное удовольствие. Я прочитал все материалы на нём и ряд линков.<…>

Книгу И.М.Гилилова я прочитал запоем года четыре назад и она произвела на меня сильное впечатление. Мне не приходилось встречать до неё столь подробный анализ "шекспировского вопроса". Подкупал и стиль книги - хоть и неровный, и не без тяжеловесностей, вроде "елизаветско-якобианская эпоха", но страстный, убеждённый, нагнетающий таинственность и приводящий к ярким решениям загадок. Такого литературоведения мне, рядовому любителю, встречать ещё не приходилось.

Но, прочитав книгу дважды, отдавая должное эрудиции и несомненным достижениям автора, его блистательному анализу честерского сборника, я всё-таки остался не убеждённым. Виной тут и мой, по-видимому, природный, скептицизм, и не совсем корректная логика автора.

Прежде всего, меня насторожило то почти маниакальное стремление везде и во всём видеть только Ратленда, везде и всюду, и где есть его несомненная тень, и где и намёка на неё нет, и ничего другого. Необъективность оценок, постоянно звучащие сентенции, вроде : "Ясно, что", "Вся совокупность фактов заставляет…", "Это совпадение не случайно…". После таких зачинов ждёшь доказательств, но, как выясняется, доказательствами они сами и являются. (Вы в статьях на сайте <...> привели тому немало примеров). Но главное, что меня насторожило, - это странная логика, по которой Шекспир написал похоронный плач по самому себе после собственной смерти! (Я, разумеется, оказался не единственным, кто это заметил, статья Флоровой на Вашем сайте блистательно разбирает этот силлогизм!). Ещё одна особенность книги Ильи Менделевича - постоянная ссылка на Великую Тайну, Страшную клятву и т.п. Но покажите же, хотя бы гипотетически, что за причина такой странной таинственности! Автор порой так заигрывается с Тайной, что получается странная картина: жители Стратфорда не ликуют при возвращении Шекспира - значит, знают, что не он писал Великие Пьесы, а то б обликовались; поэты и народ Лондонский не откликнулись томами стихов и всенародными шествиями на его смерть - значит, знали, что оплакивать-то его и не стоит - не Он; Елизавета, Джеймс, все поэты и актёры, придворные - все были посвящены в Великую тайну, но молчали по причине Страшной клятвы. В таком виде она приобретает вид всенародной присяги. И чтоб никто не проговорился? Не Элевсинские всё-таки мистерии, а так, пьески! И до всемирной славы ещё много столетий! А тут жизнь бурлит, головы с плеч летят (и с каких плеч! Эссекс! Рэли!) Но нет - важно хранить по неизвестным причинам Тайну Ратленда - и все хранят! Ну, буквально все! Кроме брата самого Ратленда, который платит Шекспиру и Бэрбеджу за импрессу (заказал девиз и надпись бездарному тупице Виллу, сам-то будучи Потрясателем, придумать не мог!), и отмечает это в расходной книге…Да и Великие Владетели, если бы хотели как следует сохранить Тайну Псевдонима, то должны были как раз Виллу Шаксперу организовать и хор поэтов, и всенародные похороны… Не сделали. Не до того было, чтоб Тайну укреплять. Да и была ли Тайна?

Но больше всего в гипотезе И.М.Гилилова меня умиляет следующая сценка, которая с неизбежностью следует из его построения.

 

Действующие лица:

Роджер Мэннерс, 16 лет

Елизавета Сидни, 6 лет

Мэри, её тётка

Лондон, 1592 год

 

Елизавета (вбегая): Тётя Мэри, тёти Мэри, ты только послушай, что тебе скажет Роджер! У-жассс!

Роджер: Вы понимаете, какая ситуация, мы тут с Бетси пьески пишем, вот длиннющую про Генриха VI написали! Про Тита Андроника немного палку перегнули - зато какой успех! Сейчас вот про Ромео пишем вовсю - отличная вещь! Будет штучка посильнее "Фауста" Марло! Тут особенно Бетси постаралась! Талантище! Вся в отца! А эти писаки что издают?! Грина!!! Пасквиль! Потрясателями сцены и Вороной в павлиньних перьях обзываются! Так, того гляди, и до дурачка Вилла доберутся! Его фактотумом обозвали! Всю Игру испортят! А мы только разыгрались…

Елизавета: Тётя, ну придумай же хоть что-нибудь!

Мэри (плача): Какие негодяи! Так нападать на бедных сирот! Но какие талантливые дети! Не волнуйся, Бетси. Мы с ними по-своему "поговорим"...

 

Занавес.

 

Чтобы избежать этой неминуемой сцены, надо (Датировку - под вопрос!) передатировать всего раннего Шекспира. Задача титаническая, только вот Илья Менделевич за неё почему-то пока не взялся. (Ну, да не беда, надо Фоменко с компанией пригласить - они вам вмиг парой пухленьких томиков докажут, что все пьесы Шекспира написал маршал Будённый в 1812 году во время похода Дария против Нидерландов!).

Но если серьёзно, я очень благодарен Илье Менделевичу: ведь после его книги я прочитал всё, что смог достать по-русски по шекспировскому вопросу (английским я владею, но не в такой степени, чтобы получать удовольствие от крутого литературоведения), перечитал заново многие пьесы Шекспира, узнал много нового, получил массу радости - действительно, классная Игра получилась!

А Вам, Борис, огромное спасибо за дивный поворот в этой Игре! Жаль только, что не высказываете Вы свою точку зрения по проблеме авторства шекспировских пьес. Интересно было бы узнать Ваше мнение <...>

Кто же, по-вашему? МАРЛО? Потрясающе красивая гипотеза! Совершенно ни с чем не сопоставимая по своей эстетической ценности! Завораживающее приключение! Таких судеб (если это так), не было со времён диадохов! С нетерпением жду материалов по Марло! Я их читал только в книге Б.Моцохейна "Кто этот господин?". Толковый, с любовью сделанный труд любителя - о Шекспире, театре, елизаветинской Англии, о шекспировском вопросе… Я прочитал с интересом <...> Труд достойный. Нет ли у Вас его e-mail адреса? Я бы поблагодарил человека!

Но остаётся всё-таки актёр и предприниматель из Стратфорда…. Тоже, на самом деле, очень красивая гипотеза!

Словом, писать и спорить можно много. Шекспир, кто бы он ни был, прожил потрясающую жизнь, создал великие произведения, оставил завораживающую тайну. Ну и давайте играть в эту дивную Игру - кто в Ратленда, кто в Марло, кто в Шакспера, кто в Гилилова. Лучше, чем в дурака или в политику!

И большое спасибо Вам Борис, за интереснейшие и столь точно выверенные материалы!

 

Искренне Ваш,

Андрушкевич Владимир Владимирович, 52 года, к.б.н.

Москва.

28.08.03

 

Дата публикации в Интернете - 31.08.2003

Другие отклики


E-mail: wshakespeare@narod.ru


Материалы на этом сайте:

Письмо И.М.Гилилову

Загадки Честеровского сборника (цикл статей)
Статья 1. Высокий холм с плоской вершиной
Статья 2. Ни мышонок, ни лягушка
Статья 3. О чем сожалел мистер Браун?
Статья 4. Якорь надежды Александра Гросарта
Статья 5. Кандидат из Денбишира
Статья 6. Муж дочери двоюродной бабушки
Статья 7. Эпиграф-хамелеон:
Часть. 1, Часть. 2, Часть. 3, Часть. 4

Седьмой лишний
Взаимоподтверждающая совокупность
Читал ли Гилилов 164 страницу?

Жертва любви (цикл статей)
Предисловие
Статья 1. Здравствуй, Лиза, новый год...
Статья 2. Его звали Роберт
Статья 3. Феникс пристегнутая
Статья 4. Ярко сияющий Мэннерс

Кого изобразил Исаак Оливер?(цикл статей)
Статья 1. Три неверных предпосылки
Статья 2. Тайна изящных ног (Анатомия одной фальсификации)
Пролог
1.Черная кошка в темной комнате
2.Приключения одной цитаты
3.Откуда растут ноги
Статья 3. В поисках дерева Аполлона
Введение
1.Дерево Аполлона и дерево Оливера
2.Дерево Аполлона и дерево Сидни
3.Если бы я был редактором
Статья 4. Босоногий Шекспир

Скромная муза Шекспира
Датский сад
Примечание к одной дискуссии (К вопросу о слове "moniment")
Чем владели владетели?

Вокруг Гилилова (интернет-библиография)

Отклики читателей
О. Веката. "гг. Б.Б. и А.Б."
Е.Гордеева. Фрагменты из будущей книги.
Отклик В.Флоровой на материал Е.Гордеевой
Отклик В.Флоровой на статью Г.Михайлова
В.Андрушкевич. Посильнее Фауста Марло!

Приложения
Кто написал Шекспира? (интернет-библиография)
Г.Михайлов. Воинствующие графоманы в Интернете
Е.Гордеева. Возражать можно с утра до ночи
В.Флорова. Уловка "ключа"
Поэтические переводы на русский язык
стихотворения Б.Джонсона "My Picture Left in Scotland"

Оглавление сайта "Игра об Илье Гилилове"
Hosted by uCoz