К оглавлению сайта "Игра об Илье Гилилове"

Предыдущая статья из цикла "Загадки Честеровского сборника"


Борис Борухов

Игра об Илье Гилилове,
или Неразгаданный Шекспир

Загадки Честеровского сборника

(цикл статей)

Два хронологических уточнения

(Приложение к статье 8 "Подарок Честера и революция Джонсона")

В статье "Подарок Честера и революция Джонсона" я привел аргументы в пользу датировки двух экземпляров Честеровского сборника 1601-м годом. Сами по себе эти аргументы остаются в силе, но сейчас мне хотелось бы сделать два хронологических уточнения.

 

1. Уточнение первое

 

Одним из доказательств в пользу датировки Честеровского сборника 1601-м годом являются, как мы видели, две подписи Джонсона, в которых не произошла еще так называемая "орфографическая революция". При этом в вопросе о дате перехода с одной подписи (JoHnson) на другую (Jonson) я опирался на данные джонсоноведов, установивших, что этот переход произошел в 1602-м году. В принципе это верно. Первый образчик подписи Джонсона без буквы "h" действительно относится к 1602 году. Однако в ходе дальнейших поисков я обнаружил факты, которые заставляют внести небольшую корректировку. Оказалось, что в 1602 году переход на новую подпись только начался, но еще не произошел окончательно.

На первом этапе Джонсон отказался от употребления буквы "h" в своей фамилии только в печатных изданиях. В 1602-м году фамилия "JoHnson" появилась на титульном листе пьесы "Рифмоплёт" в последний раз, и с тех пор, в течение почти 30 лет фамилия автора писалась только в "усеченном" виде - "Jonson".

Примечание. В 1628 году Джонсона разбил паралич, и контролировать процесс печатания своих текстов он больше не мог. В результате, начиная с 1631 года, вопреки его воле, издатели и типографы снова стали писать его фамилию с буквой "h".

Однако отказавшись от буквы "h" в своих книгах, в письмах Джонсон еще продолжал какое-то время подписываться по-старому. Сохранилось пять писем драматурга, адресованных неизвестным лицам и предположительно датируемых 1605-м годом, и они подписаны "Johnson", а один раз даже "Jhonson".

Окончательный переход на новую подпись происходит в том же 1605-м году. Именно в этом году Джонсон пишет два письма графу Солсбери (не путать с сэром Джоном Солсбери), подписанных без буквы "h". Нет этой буквы и в письмах более позднего периода.

Примечание. Единственное исключение - письмо Драммонду 1619 года, в котором буква "h" в подписи появляется снова. Однако письмо это не дошло до нас в рукописи и воспроизводится в собрании сочинений по Фолио Драммонда 1711-го года. Вполне возможно, что "лишнюю" букву в фамилию Джонсона вписал переписчик, снимавший копию, издатель или типограф. Какая подпись стояла в оригинале, неизвестно.

Таким образом, если ориентироваться только на печатные издания Джонсона, орфографическую революцию следует датировать 1602-м годом, но если принять во внимание переписку, тогда придется уточнить, что революция произошла не одномоментно, а растянулась на несколько лет и окончательно завершилась только в 1605-м. Соответственно, придется скорректировать и временные рамки публикации Честеровского сборника.

В статье "Подарок Честера и революция Джонсона" я писал:

В свете сказанного выше более точной формулировкой должна считаться следующая:

Следует подчеркнуть, однако, что вывода о датировке Честеровского сборника 1601-м годом это никоим образом не отменяет. Если мы принимаем поправку, согласно которой орфографическая революция Джонсона "свершилась" (или, по крайней мере, завершилась) не в 1602-м, а в 1605-м, то отсюда следует, что сборник был опубликован не позже 1605-го года. Следовательно, в 1601-м году он выйти мог, а в 1612-м - нет.

 

2. Уточнение второе

 

В своем отклике на статью "Подарок Честера и революция Джонсона" Валерия Флорова, в частности, пишет:

Говоря о возможных временных рамках, Вы отсчитываете год от 1 января и заканчиваете его 31-вым декабря. Но, кажется, в елизаветинскую эпоху книгоиздатели указывали год, сообразуясь со старым официальным стилем, то есть начиная с 25 марта. Если это так (кажется, в Реестрах Гильдии книгоиздателей это так), то честеровский сборник мог выйти из печати в любое время, начиная с июня 1601 года по 25 марта 1602. Если же верна датировка Гилилова, то в 1612 году сборник мог выйти между 25 марта и 24 июля. Однако я всё время говорю "кажется", поскольку не располагаю вполне точными данными относительно обычаев тогдашних книгоиздателей.

Замечание очень точное и уместное. Действительно, до 1752 года "гражданский", или, по-другому, "юридический" новый год в Англии начинался 25 марта (так называемый "старый стиль" датировки). Если книгоиздатели и в самом деле придерживались старого стиля, то поправка Валерии Сергеевны абсолютно справедлива (с крошечным уточнением - книга могла выйти не ПО 25 марта 1602 года, а ДО 25 марта 1602 года). Однако, к сожалению, выяснить, какой именно "системы отсчета" придерживался тот или иной конкретный издатель (в случае Честеровского сборника - это Блаунт) очень трудно. Дело в том, что во времена Шекспира и Джонсона в Англии существовал двойной календарный стандарт. Несмотря на то, что формально новый год начинался 25 марта, многие люди отмечали его и поздравляли друг друга по новому стилю - 1 января. В календарях того времени новый год тоже часто отсчитывался с 1 января. Такой же отсчет был принят и во многих церковных книгах. Возьмем, например, выписку из одной такой книги, которую приводит Чемберс. Одна из записей в ней гласит:

 

1608. 21 февраля. Крещена Элизабет, дочь Джона Холла, джентльмена.

 

Следующие две записи сделаны в сентябре. Поскольку новый год наступал 25 марта, то, по идее, сентябрь должен был относиться уже к следующему, 1609-му году. Однако год, тем менее, все тот же - 1608-й:

 

1608. 9 сентября. Похоронена Мэри Шэкспер, вдова.

1608. 23 сентября. Крещен Михаэль, сын Уильяма Харта

 

Во многих книгах по истории той эпохи авторы приводят даты по старому стилю, но забывают это указать. В других без каких-либо оговорок дают все даты по новому стилю. Например, в сокращенном издании книги Чемберса хронология жизни Шекспира из Стратфорда исчисляется в соответствии с новым стилем, то есть с учетом того, что год начинается 1 января, а за 24 марта соответствующего года следует 25 марта того же года, а не следующего, как этого требует старый стиль.

В принципе, в некоторых случаях это вполне допустимо, поскольку не влечет за собой никаких хронологических последствий, но иногда четкое разграничение старого и нового стиля становится принципиальным. От этого может зависеть судьба целой научной концепции. Так, например, Гросарт и Мэтчет считают прототипом Голубя казненного графа Эссекса. Однако эта гипотеза может быть правомерной только при условии, если Эссекс был казнен до выхода Честеровского сборника. А здесь решающим фактором является как раз стиль датировки.

Во всех справочниках говорится, что графа казнили 25 февраля 1601 года, но по какому стилю - по новому или по старому? Если дата казни приводится по новому стилю, то, значит, по старому стилю Эссекс был казнен 25 февраля 1600-го года, то есть ДО выхода Честеровского сборника . В таком случае гипотеза Гросарта-Мэтчета с хронологической точки зрения правомерна. Однако если дата приводится по старому стилю, это означает, что Эссекса казнили в конце 1601 года, то есть либо ПОСЛЕ выхода Честеровского сборника, либо почти одновременно с его публикацией. Тогда гипотеза о прототипе-Эссексе автоматически оказывается ошибочной.

Как правильно заметила Валерия Сергеевна, в своей статье я веду отсчет по новому стилю, поскольку в данном конкретном случае это ничего не меняет. Однако если речь у нас зайдет, скажем, об установлении прототипа (как в приведенном выше примере с Эссексом), то различие между старым и новым стилями, безусловно, придется принять во внимание.

И все же, независимо от того, в каком стиле мы предпочитаем мыслить - в старом или новом - на датировку Честеровского сборника 1601-м годом это никак не влияет. По новому стилю сборник вышел между июнем 1601 года и 1 января 1602-го. По старому - это произошло с июня 1601-го по 24 марта 1601 года. Если же оставить в стороне хронологические тонкости, можно воспользоваться более обтекаемой "компромиссной" формулировкой: Честеровский сборник был опубликован в промежутке между июнем 1601-го года и первым днем 1602-го.

 

Следующая статья из цикла "Загадки честеровского сборника":

Статья 9. Гипотеза И. Гилилова опровергнута


E-mail
Дата публикации в Интернете 30.09.2003
Copyright©2003 by Boris L. Boruchov All rights reserved


Материалы на этом сайте:

Загадки Честеровского сборника (цикл статей)
Статья 1. Высокий холм с плоской вершиной
Статья 2. Ни мышонок, ни лягушка
Статья 3. О чем сожалел мистер Браун?
Статья 4. Якорь надежды Александра Гросарта
Статья 5. Кандидат из Денбишира
Статья 6. Муж дочери двоюродной бабушки
Статья 7. Эпиграф-хамелеон:
Часть. 1, Часть. 2, Часть. 3, Часть. 4
Статья 8. Подарок Честера и революция Джонсона
Два хронологических уточнения (приложение к статье 8)

Письмо И.М.Гилилову
Седьмой лишний
Взаимоподтверждающая совокупность
Читал ли Гилилов 164 страницу?

Жертва любви (цикл статей)
Предисловие
Статья 1. Здравствуй, Лиза, новый год...
Статья 2. Его звали Роберт
Статья 3. Феникс пристегнутая
Статья 4. Ярко сияющий Мэннерс

Кого изобразил Исаак Оливер?(цикл статей)
Статья 1. Три неверных предпосылки
Статья 2. Тайна изящных ног (Анатомия одной фальсификации)
Пролог
1.Черная кошка в темной комнате
2.Приключения одной цитаты
3.Откуда растут ноги
Статья 3. В поисках дерева Аполлона
Введение
1.Дерево Аполлона и дерево Оливера
2.Дерево Аполлона и дерево Сидни
3.Если бы я был редактором
Статья 4. Босоногий Шекспир

Скромная муза Шекспира
Датский сад
Примечание к одной дискуссии (К вопросу о слове "moniment")
Чем владели владетели?

Вокруг Гилилова (интернет-библиография)

Отклики читателей
О. Веката. "гг. Б.Б. и А.Б."
Е.Гордеева. Фрагменты из будущей книги.
Отклик В.Флоровой на материал Е.Гордеевой
Отклик В.Флоровой на статью Г.Михайлова
В.Андрушкевич. Посильнее Фауста Марло!
Отклик П.Друбецкого на статью "Эпиграф-хамелеон"
Отклик В.Андрушкевича на статьи о датировке Честеровского сборника
Отклик В.Флоровой на статью "Подарок Честера и революция Джонсона"

Приложения
Кто написал Шекспира? (интернет-библиография)
Г.Михайлов. Воинствующие графоманы в Интернете
Е.Гордеева. Возражать можно с утра до ночи
В.Флорова. Уловка "ключа"
Поэтические переводы на русский язык
стихотворения Б.Джонсона "My Picture Left in Scotland"

 


Оглавление сайта "Игра об Илье Гилилове"

Hosted by uCoz