К оглавлению сайта "Игра об Илье Гилилове"
Предыдущая статья из цикла "Загадки Честеровского сборника"
В статье "Подарок Честера и революция Джонсона" я привел аргументы в пользу датировки двух экземпляров Честеровского сборника 1601-м годом. Сами по себе эти аргументы остаются в силе, но сейчас мне хотелось бы сделать два хронологических уточнения.
1. Уточнение первое
Одним из доказательств в пользу датировки Честеровского сборника 1601-м годом являются, как мы видели, две подписи Джонсона, в которых не произошла еще так называемая "орфографическая революция". При этом в вопросе о дате перехода с одной подписи (JoHnson) на другую (Jonson) я опирался на данные джонсоноведов, установивших, что этот переход произошел в 1602-м году. В принципе это верно. Первый образчик подписи Джонсона без буквы "h" действительно относится к 1602 году. Однако в ходе дальнейших поисков я обнаружил факты, которые заставляют внести небольшую корректировку. Оказалось, что в 1602 году переход на новую подпись только начался, но еще не произошел окончательно.
На первом этапе Джонсон отказался от употребления буквы "h" в своей фамилии только в печатных изданиях. В 1602-м году фамилия "JoHnson" появилась на титульном листе пьесы "Рифмоплёт" в последний раз, и с тех пор, в течение почти 30 лет фамилия автора писалась только в "усеченном" виде - "Jonson".
Примечание. В 1628 году Джонсона разбил паралич, и контролировать процесс печатания своих текстов он больше не мог. В результате, начиная с 1631 года, вопреки его воле, издатели и типографы снова стали писать его фамилию с буквой "h".
Однако отказавшись от буквы "h" в своих книгах, в письмах Джонсон еще продолжал какое-то время подписываться по-старому. Сохранилось пять писем драматурга, адресованных неизвестным лицам и предположительно датируемых 1605-м годом, и они подписаны "Johnson", а один раз даже "Jhonson".
Окончательный переход на новую подпись происходит в том же 1605-м году. Именно в этом году Джонсон пишет два письма графу Солсбери (не путать с сэром Джоном Солсбери), подписанных без буквы "h". Нет этой буквы и в письмах более позднего периода.
Примечание. Единственное исключение - письмо Драммонду 1619 года, в котором буква "h" в подписи появляется снова. Однако письмо это не дошло до нас в рукописи и воспроизводится в собрании сочинений по Фолио Драммонда 1711-го года. Вполне возможно, что "лишнюю" букву в фамилию Джонсона вписал переписчик, снимавший копию, издатель или типограф. Какая подпись стояла в оригинале, неизвестно.
Таким образом, если ориентироваться только на печатные издания Джонсона, орфографическую революцию следует датировать 1602-м годом, но если принять во внимание переписку, тогда придется уточнить, что революция произошла не одномоментно, а растянулась на несколько лет и окончательно завершилась только в 1605-м. Соответственно, придется скорректировать и временные рамки публикации Честеровского сборника.
В статье "Подарок Честера и революция Джонсона" я писал:
Следует подчеркнуть, однако, что вывода о датировке Честеровского сборника 1601-м годом это никоим образом не отменяет. Если мы принимаем поправку, согласно которой орфографическая революция Джонсона "свершилась" (или, по крайней мере, завершилась) не в 1602-м, а в 1605-м, то отсюда следует, что сборник был опубликован не позже 1605-го года. Следовательно, в 1601-м году он выйти мог, а в 1612-м - нет.
2. Уточнение второе
В своем отклике на статью "Подарок Честера и революция Джонсона" Валерия Флорова, в частности, пишет:
Говоря о возможных временных рамках, Вы отсчитываете год от 1 января и заканчиваете его 31-вым декабря. Но, кажется, в елизаветинскую эпоху книгоиздатели указывали год, сообразуясь со старым официальным стилем, то есть начиная с 25 марта. Если это так (кажется, в Реестрах Гильдии книгоиздателей это так), то честеровский сборник мог выйти из печати в любое время, начиная с июня 1601 года по 25 марта 1602. Если же верна датировка Гилилова, то в 1612 году сборник мог выйти между 25 марта и 24 июля. Однако я всё время говорю "кажется", поскольку не располагаю вполне точными данными относительно обычаев тогдашних книгоиздателей.
Замечание очень точное и уместное. Действительно, до 1752 года "гражданский", или, по-другому, "юридический" новый год в Англии начинался 25 марта (так называемый "старый стиль" датировки). Если книгоиздатели и в самом деле придерживались старого стиля, то поправка Валерии Сергеевны абсолютно справедлива (с крошечным уточнением - книга могла выйти не ПО 25 марта 1602 года, а ДО 25 марта 1602 года). Однако, к сожалению, выяснить, какой именно "системы отсчета" придерживался тот или иной конкретный издатель (в случае Честеровского сборника - это Блаунт) очень трудно. Дело в том, что во времена Шекспира и Джонсона в Англии существовал двойной календарный стандарт. Несмотря на то, что формально новый год начинался 25 марта, многие люди отмечали его и поздравляли друг друга по новому стилю - 1 января. В календарях того времени новый год тоже часто отсчитывался с 1 января. Такой же отсчет был принят и во многих церковных книгах. Возьмем, например, выписку из одной такой книги, которую приводит Чемберс. Одна из записей в ней гласит:
1608. 21 февраля. Крещена Элизабет, дочь Джона Холла, джентльмена.
Следующие две записи сделаны в сентябре. Поскольку новый год наступал 25 марта, то, по идее, сентябрь должен был относиться уже к следующему, 1609-му году. Однако год, тем менее, все тот же - 1608-й:
1608. 9 сентября. Похоронена Мэри Шэкспер, вдова.
1608. 23 сентября. Крещен Михаэль, сын Уильяма Харта
Во многих книгах по истории той эпохи авторы приводят даты по старому стилю, но забывают это указать. В других без каких-либо оговорок дают все даты по новому стилю. Например, в сокращенном издании книги Чемберса хронология жизни Шекспира из Стратфорда исчисляется в соответствии с новым стилем, то есть с учетом того, что год начинается 1 января, а за 24 марта соответствующего года следует 25 марта того же года, а не следующего, как этого требует старый стиль.
В принципе, в некоторых случаях это вполне допустимо, поскольку не влечет за собой никаких хронологических последствий, но иногда четкое разграничение старого и нового стиля становится принципиальным. От этого может зависеть судьба целой научной концепции. Так, например, Гросарт и Мэтчет считают прототипом Голубя казненного графа Эссекса. Однако эта гипотеза может быть правомерной только при условии, если Эссекс был казнен до выхода Честеровского сборника. А здесь решающим фактором является как раз стиль датировки.
Во всех справочниках говорится, что графа казнили 25 февраля 1601 года, но по какому стилю - по новому или по старому? Если дата казни приводится по новому стилю, то, значит, по старому стилю Эссекс был казнен 25 февраля 1600-го года, то есть ДО выхода Честеровского сборника . В таком случае гипотеза Гросарта-Мэтчета с хронологической точки зрения правомерна. Однако если дата приводится по старому стилю, это означает, что Эссекса казнили в конце 1601 года, то есть либо ПОСЛЕ выхода Честеровского сборника, либо почти одновременно с его публикацией. Тогда гипотеза о прототипе-Эссексе автоматически оказывается ошибочной.
Как правильно заметила Валерия Сергеевна, в своей статье я веду отсчет по новому стилю, поскольку в данном конкретном случае это ничего не меняет. Однако если речь у нас зайдет, скажем, об установлении прототипа (как в приведенном выше примере с Эссексом), то различие между старым и новым стилями, безусловно, придется принять во внимание.
И все же, независимо от того, в каком стиле мы предпочитаем мыслить - в старом или новом - на датировку Честеровского сборника 1601-м годом это никак не влияет. По новому стилю сборник вышел между июнем 1601 года и 1 января 1602-го. По старому - это произошло с июня 1601-го по 24 марта 1601 года. Если же оставить в стороне хронологические тонкости, можно воспользоваться более обтекаемой "компромиссной" формулировкой: Честеровский сборник был опубликован в промежутке между июнем 1601-го года и первым днем 1602-го.
Следующая статья из цикла "Загадки честеровского сборника":
Статья 9. Гипотеза И. Гилилова опровергнута
E-mail
Дата публикации в Интернете 30.09.2003
Copyright©2003 by Boris L. Boruchov All rights reserved
Оглавление сайта "Игра об Илье Гилилове"